Среда
24.04.2024
07:39
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Сайт доцента Дм.А.Смыслова

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Составные части Сит(уационной) Ком(едии)а:
01.11.2010, 20:02
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%BC

Ситуацио́нная коме́дия, или ситко́м (англ. situation comedy, sitcom) — разновидность комедийных радио- и телепрограмм, с постоянными основными персонажами и местом действия. Изначально появившийся на радио в США в 1920-х годах, к 1970-м годам ситком выделился в жанр почти исключительно телевизионной комедии и получил широкое распространение в телесериалах.

Для телевизионных ситкомов характерен определённый временной формат — как правило, 30 минут, включая титры и рекламу (если она есть).

Первые ситкомы, как правило, снимались в студии, перед публикой, поэтому для них характерен закадровый смех. Однако в последнее время существует тенденция к устранению закадрового смеха.


История жанра

Ситуационные комедии появились в 1920-х годах на американском радио.

Согласно двенадцатому изданию Merriam-Webster Collegiate Dictionary, ситком как термин появился в 1951 году, с показом комедии «Я люблю Люси».

Ситуационные комедии стали частью культуры уже в свои первые дни. Канал BBC в ВеликобританииПрогресс Пинрайта (англ.)», который был запущен в конце 1946 и шёл до начала следующего года. Первым американским ситкомом стал проект «Мэри Кей и Джонни (англ.)», пятнадцатиминутное шоу, дебютировавшее на DuMont Television Network в ноябре 1947 года. начал показ сериала «

С 1983 года ситкомы в Америке столкнулись с конкуренцией в лице «мыльных опер». Шоу «Кейт и Элли (англ.)» являлось единственным ситкомом, вошедшим в хит-парад самых популярных телепроектов того года. В следующем году состоялась премьера четвёртого сезона «Шоу Косби (англ.)», но «золотое время» ситкомов уже окончилось. На их место пришли реалити-шоу.

Постепенно этот жанр стал популярным во многих странах мира.

Характерные особенности

Традиционно в ситкомах серии имеют очень слабую связь между собой. Персонажи практически не меняются на протяжении всего сериала. Большинство ситкомов придерживаются этого формата. Изредка присутствуют двойные серии; школьные друзья или любимые родственники могут появиться из ниоткуда и исчезнуть в никуда, как в «Семейке Брэди» (англ. The Brady Bunch); часто присутствуют ляпы.

В ситкомах часто пародируются или используются элементы мыльной оперы. В анимационном сериале «Симпсоны» это встречается наиболее часто, элементы мыльной оперы встречаются даже в «Друзьях», например продолжение сюжетных линий на длительное время. Это встречалось во многих ситкомах, например в «Деревенщине в Беверли-Хиллз» (англ. The Beverly Hillbillies).

Многие ситкомы имеют ярко выраженную социальную направленность. Примерами могут служить ситкомы Нормана Лира (Norman Lear), например «All in the Family» и «Maude», которые транслировались в США. В Британии режиссёром подобных ситкомов является Джонни Спейт (Johnny Speight) с его «Till Death Us Do Part» («Пока смерть не разлучит нас», на нём и базировался сериал «All in the Family»), а также Рэй Гэлтон и Алан Симпсон (Ray Galton and Alan Simpson). Их комедия «Steptoe and Son» до сих пор является хорошим примером социального ситкома.

Общественный аспект семейных ситкомов состоит в том, что рано или поздно в семье должен появиться ребёнок. Исключение составляют ситкомы с Бобом Ньюхартом (Bob Newhart). Новый ребёнок изменяет ситком, но в большинстве случаев действие переносится на несколько лет вперёд, как это было с Эндрю Китоном в «Семейных узах» и Крисси Сивер в Growing Pains. Временного скачка нет с персонажами Эрин Мёрфи (Erin Murphy) в роли Табиты Стивенс («Моя жена меня приворожила») и с сёстрами Олсен, играющими Мишель Таннер («Полный дом»).

Многие семейные и офисные ситкомы использовали технологию многокамерной съемки, то есть съемки сцен несколькими камерами и последующий монтаж. Но с 60-х ситуационные комедии, такие как The Munsters, «Семейка Аддамс», «Я мечтаю о Джинни (англ.)» и «Моя жена меня приворожила», стали сниматься как single camera шоу. Это нововведение позволило уделять больше внимания визуальным эффектам этих сериалов. Например, ситком-пародия «Напряги извилины» также использовал этот стиль съёмок, и время, которое раньше тратили на монтаж, оставалось на проработку сюжетных линий и улучшение качества графики. В сериале «МЭШ» также использовалась эта технология, благодаря которой шоу становилось более реалистичным. В 80-х при съёмках ситкомов снова стал использоваться multi camera style, но тенденция на съёмки одной камерой возвращается.

Также характерной особенностью ситкомов является закадровый смех. «Симпсоны», «Клиника», «Меня зовут Эрл» и «Офис» прекрасно обходятся без этого, а комедия Arrested Development использует его лишь частично. В старых ситкомах, как «Я люблю Люси», использовались готовые записи смеха, но в последнее время чаще всего устраивают просмотр сериала и записывают живой зрительский смех.

Виды

Ситкомы часто базируются на таких вещах, как «рыба без воды», контраст, юношеское видение, непонимание или пародия.

«Рыба без воды»

Множество ситкомов базируются на том, что главный герой (или герои) живёт в непривычных условиях, как рыба без воды.

  • В ситкоме «Остров Гиллигана» (Gilligan’s Island), круизный пароход терпит крушение и его пассажиры оказываются на необитаемом острове и пытаются вести образ жизни Робинзона Крузо.
  • В «Зелёных просторах» (Green Acres), юрист и его жена из Манхэттена переезжают в деревню. Они пытаются выращивать овощи и злаки, пытаются найти общий язык с соседями и пытаются понять, что к чему в непривычном для них месте.
  • The Beverly Hillbillies также основывается на «рыбе». После того, как Джед Клампетт (Jed Clampett) нашёл нефть на своём участке в Bug Tussle, он и его семья переехали с холмов Теннесси в Беверли-Хиллз, штат Калифорния. Теперь им необходимо освоиться, ведь они здесь живут.
  • В «Очарованном», Саманта Стивенс (Samantha Stevens), из любви к своему мужу Даррину (Darrin), смертному, обещает отказаться от колдовства и начать жить, как все нормальные люди. Но это решение унижает её мать, да и самой Саманте иногда приходится пользоваться магией. У этого сериала есть и мексиканская версия, «Embrujame» (также переводится как «Очарованный»).
  • Практически на том же базируется ситком «Я мечтаю о Джинни», где девушка-джинн клянётся отказаться от магии ради любви к своему владельцу.
  • «Морк и Минди» (Mork and Mindy) и «Альф» (ALF) рассказывают об инопланетянах, пытающихся освоиться на Земле.
  • «Мои три сына» (My Three Sons) рассказывают о попытке отца поднять своих детей без помощи жены и матери.
  • Так же и в сериале «Папины дочки» после отъезда матери, отец и дочери приспосабливаются к новой жизни, где о них не заботится мать, а у отца постоянно нет времени на дочерей.
  • На «рыбе без воды» базируется и сюжет британского ситкома «Экстра» (extr@): молодой человек с американского континента пытается освоиться в Европе.

Контрасты

Некоторые ситкомы базируются на контрастах. В драматических сериалах и «мыле» под этим термином подразумевается то, что главному герою противостоит злодей. В ситкоме это понятие расширено и не имеет настолько чётких границ. Контраст в ситкоме — не столько общее направление, «хороший-плохой», сколько подчёркивание особенностей. Примерами могут служить «Я женат на Джоан» (I Married Joan) и «Я люблю Люси», «Дарма и Грег». В этих сериалах прямой, приземлённый, рациональный муж женится на ветреной, смешной, эмоциональной женщине. Это-то и создаёт абсурдные ситуации.

Юношеское понимание

Треть существующих ситкомов рассказывают историю с точки понимания главного героя-подростка (то есть, используют ненадёжного рассказчика). Этот вариант используют такие ситкомы, как «Gidget», «Leave It To Beaver», «Лиззи Магуайер», и, частично, «The Brady Bunch». В этих шоу главными героями являются подростки или почти подростки со своим видением мира, раздражённым и ласковым одновременно. На мир они смотрят чистыми, наивными глазами и порой не понимают смысла некоторых событий. Часто, они делают ситуацию ещё хуже, и тогда, их родителям или кому-нибудь ещё, мудрому и любящему их, придётся расхлёбывать ситуацию. А наш юный герой становится немного мудрее и немного старше.

Пародия

Такие ситкомы как «Бэтмэн» (Batman) и «Напряги извилины» строятся на пародировании более серьёзных жанров и, иногда, некоторых социальных факторов. Звезда «Бэтмэна» Адам Уэст (Adam West) так шутил над американским обществом, что выносился вопрос об ограничении показа его комедии. Сериал был снят с трюками и драками в стиле комиксов, с соответствующим звуковым сопровождением и динамично развивающимся действием. Таким же образом ситком «Напряги извилины» (Дон Адамс, Барбара Фелдон, Эдвард Платт) пародировал приключения секретных агентов, таких как Джеймс Бонд, которые были популярны в середине 60-х.

Политический ситком

Особняком среди ситкомов стоит английский политический ситком «Да, министр и да, премьер-министр» («Yes, Minister & Yes, Prime Minister»). Он реализован в классическом английском жанре политической сатиры и живописует функционирование вымышленного министерства. Несмотря на остроту, сериал получил признание политического истеблишмента Соединённого Королевства. Так, поклонницей сериала была Маргарет Тэтчер.

Типичные персонажи

Наивный дурачок

Наиболее часто используемый характер в ситкоме. Ничего не понимающий, легкомысленный тип.

Например: Джо (Друзья), Маша (Папины дочки), Кузя (Универ), Лондон (Всё тип-топ, или жизнь Зака и Коди), Света (Счастливы вместе), Пенни (Теория Большого взрыва), доктор Лобанов (Интерны), Джейк (Два с половиной человека).

Резонёр

Этот характер обладает недюжинным умом и чувством юмора. Он иногда комментирует действия персонажей и ситуации, в которые они попали. Помогает зрителям увидеть и оценить конфликт.

Например: Чендлер (Друзья), Галина Сергеевна (Папины дочки), Константин (Моя прекрасная няня), Гоша и Майкл (Универ), доктор Келсо (Клиника), доктора Быков и Купитман (Интерны), Леонард Хофстедер (Теория Большого Взрыва).

Придурок

Характер эксцентричный, странный и сумасшедший.

Например: доктор Кокс (Клиника), Шелдон (Теория Большого взрыва).

Антагонист

Персонаж этого типа постоянно соревнуется, борется с кем-либо; обычно он отрицательный.

Например: Уборщик (Клиника), Жанна Аркадьевна (Моя прекрасная няня).

Роковая женщина, дамский угодник

Данный характер — агрессивный сексуальный тип, чей юмор строится на их сексуальных мотивах и неудачных любовных похождениях. Сила этой черты может варьироваться от лёгкого флирта до ярко выраженной гиперсексуальности.

Например: Джо (Друзья), Говард Воловиц (Теория Большого Взрыва), Гоша Рудковский (Универ),Тодд (Клиника), Барни Стинсон (Как я встретил вашу маму).

Этнический или региональный стереотип

Во многих ситкомах (особенно, американских) часто используется так называемый региональный характер. Это понятие включает в себя акцент, менталитет, манеры и многие другие черты типичного для этой местности характера.

Например: Радж (Теория Большого Взрыва), Терк (Клиника), Забу (Гильдия).

Другие популярные персонажи

Также в ситкомах часто используются такие характеры:

  • Назойливые соседи (Роперы и Ральф Фёрли из Three’s Company (The Ropers, Ralph Furley), Окмонеки из «Альфа» (The Ochmoneks), Фрося Жихарева из «Папиных дочек».
  • Сумасшедшая жена и её несчастный муж («Я люблю Люси»).
  • Скряга-остряк (Арчи Банкер из All in the Family, Лу Грант из «Шоу Мэри Тайлер Мур» (Lou Grant, The Mary Tyler Moore Show), Фрэнк Бэроун из «Все любят Рэймонда» (Frank Barone, Everybody Loves Raymond)), доктор Антонов из «Папиных дочек»
  • Добрый, но невезучий, простой работник, обычно женатый на более умной женщине («Молодожёны» (The Honeymooners), «Флинстоуны (The Flintstones)», «Симпсоны», «Король Квинса» (The King of Queens), «Как сказал Джим» (According to Jim), «Гриффины», Yes, Dear, «Все любят Рэймонда»).
  • Милый неудачник (Клифф Клавин и Норм Петерсон из Cheers (Cliff Clavin, Norm Peterson), Ноель Шемпски из Frasier (Noel Shempsky), Гантер из «Друзей» (Gunther), Спенс Олчин из сериала «Король Квинса» (Spence Olchin), Стэн Зборнак из «Золотых девочек» (Stan Zbornak, The Golden Girls)).
  • Резкий слуга (Джеоффрей из (Geoffrey, The Fresh Prince of Bel-Air), Флоранс Джонстон из «Джефферсонов» (Florence Johnston, The Jeffersons), роль Роберта Гиллоум из ситкома Benson (Robert Guillaume), Росарио Салазар из «Уилл и Грейс» (Rosario Salazar, Will & Grace)), дворецкий Константин Николаевич Семенов из «Моей прекрасной няни».
  • Герой, не появляющийся на экране, но о котором все говорят (Вера из Cheers (Vera), Марис из Frasier (Maris), Луис из Becker (Louis), Фил из «Золотых девочек» (Phil), Стенли из «Уилл и Грейс» (Stanly), Мадам Коломбо из «Коломбо»), Владимир Владимирович Прутковский, Отец Няни Вики («Моя прекрасная няня») [примечательно, что данный персонаж таки обрел лицо в продолжении сериала], Миссис Воловиц из «Теории большого взрыва», мама Даши Букиной из сериала «Счастливы вместе», Дядя Эрл из сериала «Ханна Монтана», Сплетница из одноименного сериала, Мама из «Как я встретил вашу маму».
  • Вычурный малютка (Мишель Элизабет Таннер, сыгранная сёстрами Олсен, Full House).
  • Заботливый отец (Пол Хенесси из ситкома «Восемь простых правил для друга моей дочери-подростка» (Paul Hennessy, 8 Simple Rules for Dating My Teenage Daughter), Дэйв Голд из «Войны в доме» (Dave Gold, The War at Home)),Сильвестр Сергеев из «Универ».
  • Назойливые родственники (The Brady Bunch, Eight is Enough, Malcom in the Middle, Twins).

Фабула

Многие комедийные ситуации в ситкомах основываются на лжи одного или сокрытии правды. Ниже представлены самые популярные случаи лжи:

  • Попытка спрятать вопиющую ошибку или неправильное поведение в какой-либо ситуации.
  • Попытка защитить близких и друзей от плохих новостей.
  • Попытка «исправить» ошибку, пока её не заметили.
  • Попытка скрыть трещину в отношениях.
  • Попытка сохранить преимущество.
  • Попытка одурачить кого-то.
  • Попытка вернуть украденное имущество, пока никто не узнал о краже.
  • Попытка спрятать уничтоженное имущество, пока никто не узнал об его уничтожении.
  • Попытка игнорировать кого-то из героев.
  • Попытка восстановить вариант событий.
  • Попытка удержать ситуацию ложью, тем самым, сделав её хуже.

Большинство ситкомов используют какую-либо из вышеуказанных форм лжи. Также достаточно часто употребляются некоторые из этих принципов:

  • Один или несколько героев переходят в другое окружение, с целью «вернуться туда, откуда они пришли». Иногда сценаристы перебрасывают целый список актёров.
  • Герой решает изменить своё тело, свои привычки или что-то ещё для того, «чтобы чувствовать себя нормально».
  • Герой принимает участие в конкурсе или гонке.
  • Герой получает ответственную должность на работе и не может с ней справиться.
  • Появляются новоприбывшие или незнакомцы, что и меняет отношения между главными героями.
  • Праздничный эпизод, например, Хеллоуин или Рождество.
  • Герой думает, что другой персонаж собирается умереть и пытается всячески угодить ему, на что второй думает, что у него есть преимущество.
  • Мужчина и женщина обмениваются своими ролями, чтобы что-то доказать друг другу или кому-либо другому, но возвращаются к своим функциям.

Жизненный цикл

Жизненный цикл типичного ситкома:

  • Идея, развитие
  • Pilot (пробная серия)
  • Популярность
  • Jumping the shark (потеря популярности)
  • Закрытие
  • Rerun (новый показ)
  • Выпуск DVD с ситкомом
  • Появление в ностальгических шоу, таких как «Я люблю 70-е» «I Love the 70s»

Категория: Мои файлы | Добавил: docent
Просмотров: 1583 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]