Вопросы к зачёту и экзамену
Примерные вопросы к зачету по
дисциплине
«Социальная психология девиантного поведения»
1. Предмет,
цели и задачи психологии девиантного поведения.
Социальная психология девиантного поведения как раздел специальной
психологии.
2. Междисциплинарные
связи специальной психологии и психологии девиантного поведения. Проблема классификации девиантного поведения.
3. Общая
характеристик методов изучения развития ребенка в норме и патологии. Этапы и стратегии исследования развития ребенка.
4. Специфика
методов исследования аномального развития. Педагог, социальный и медицинский
работник : специфика методов обследования ребенка.
5. Проблема
психического здоровья детей. Норма и
отклонение в развитии психики. Подходы к определению нормы в развитии.
6. Психолог
и дети с отклонениями психического развития: основные направления работы. Общие
подходы к коррекции отклонений психического развития.
7. Закономерности
развития аномальных детей и детей с девиантным
поведением.
8. Неврозы
детей и подростков и типы связанного с ними девиантного поведения.
9. Проблема
школьной тревожности, ее диагностика и
профилактика. Дидактогенные неврозы, их профилактика и коррекция.
10.
Посттравматические расстройства у детей и подростков:
девиантное поведение ребенка, находящегося в состоянии стрессового или
посттравматического состояния.
11.
Проблема типологии девиантного поведения. Девиантное
поведение: определение, причины, виды.
12.
Акцентуации: понятие, типы, проблемные ситуации.
Акцентуации характера и психопатии как причины девиантного поведения.
13.
Гиперактивность и сниженная активность ребенка. Профилактика и коррекция девиантного
поведения.
14.
Деликвентное
поведение детей и подростков.
Психологические причины побегов, бродяжничества, драк, воровства.
15.
Деиндивидуация и нарушения психического развития
человека. Ресоциализация подростков-делинквентов.
16.
Лояльность и отчуждение в отношениях с ребенком. Одиночество
в детском и подростковом возрасте.
17.
Агрессия в детском и подростковом возрасте: особенности
проявления, причины. Агрессия и застенчивость.
18.
Подходы к интерпретации и диагностике агрессивного
поведения. Профилактика и коррекция агрессивности.
19.
Агрессивное поведение ребенка: основные характеристики.
ситуации, типы. Противоправная
агрессия. Проблема детской и подростковой преступности.
20.
Общество и его способы трансляции паттернов
агрессивного поведения. телевидение и агрессия.
21.
Курение как
форма аддиктивного поведения. Группы "рискаÈ в детском,
подростковом и юношеском возрасте. Ранний алкоголизм. Признаки алкоголизации.
22.
Наркомания и токсикомания: группы риска, признаки
употребления подростками психоактивных веществ.
23.
Школа и ребенок с аддиктивным поведением. Пути коррекции
аддиктивного поведения.
24.
Отклонения в сексуальном развитии ребенка. Отклонения в
сексуальном развитии ребенка: комплексный характер, основные причины,
симптоматика проявления в повседневном общении.
Подходы к исследованию сексуального развития Раннее развитие
сексуальности. Задержки в сексуальном развитии ребенка. Понятие о
психологическом поле. Гендерная и психофизиологическая принадлежность человека.
25.
Проблема нормы в сексуальном поведении человека и
этические принципы работы с сексуальными девиациями. Психологические аспекты
профилактики и лечения венерических заболеваний.
26.
Сексуальное и иные виды насилия и развитие ребенка.
Садо-мазохизм: основные проявления,
типы, возможности инверсии.
27.
Детский и подростковый онанизм: виды, причины,
проявления, способы профилактики и коррекции. Нарциссизм.
28.
Гомосексуализм, транссексуализм и проблемы
изменения физического пола.
29.
Осложненные формы отклонений в сексуальном развитии
ребенка: отклонения в сексуальном поведении ребенка и подростка как симптомы
разных видов психопатий.
30.
Раннее материнство и раннее отцовство:
психофизиологические проблемы и поддержка.
31.
Девиантное поведение и диагностика психических
заболеваний. Особенности поведения ребенка при разных заболеваниях.
32.
Поведение одаренных
детей и проблемы их обучения.
Обучение одаренных детей: специфика, проблемы, программы.
33.
Школьная неуспеваемость и социальная дезадаптация:
основные понятия, причины.
34.
Неуспеваемость у подростков. 90-е годы: новые типы
школьной неуспеваемости.
35.
Современные подходы к коррекции школьной
неуспеваемости. Педагог в работе с неуспевающим ребенком.
36.
Психологические и поведенческие особенности людей,
имеющих инвалидность. Проблемы адаптации инвалидов: компенсация,
гиперкомпенсация и реабилитация.
37.
Социальная дифференциация и проблемы воспитания и помощи детям из семей с разным
социально-экономическим статусом. Проблемы совместного обучения и воспитания
детей, принадлежащих различным этнокультурным группам.
38.
Проблемы обучения, воспитания и психологической помощи
детям, живущим в многодетных семьях. Проблемы обучения, воспитания детей из
семей с одним или двумя детьми.
39.
Проблемы обучения, воспитания и психологической помощи
детям, лишенным родительского попечительства. Проблемы обучения, воспитания и
психологической помощи детям в колониях несовершеннолетних.
40.
Социальный работник, педагог и психолог: варианты взаимодействия. Семья и ребенок с отклонениями в психическом
развитии.