Примерные вопросы к зачету по
дисциплине
«Социальная психология девиантного поведения»
1. Предмет, цели и задачи психологии девиантного поведения. Социальная психология девиантного поведения как раздел специальной психологии.
2. Междисциплинарные связи специальной психологии и психологии девиантного поведения. Проблема классификации девиантного поведения.
3. Общая характеристик методов изучения развития ребенка в норме и патологии. Этапы и стратегии исследования развития ребенка.
4. Специфика методов исследования аномального развития. Педагог, социальный и медицинский работник : специфика методов обследования ребенка.
5. Проблема психического здоровья детей. Норма и отклонение в развитии психики. Подходы к определению нормы в развитии.
6. Психолог и дети с отклонениями психического развития: основные направления работы. Общие подходы к коррекции отклонений психического развития.
7. Закономерности развития аномальных детей и детей с девиантным поведением.
8. Неврозы детей и подростков и типы связанного с ними девиантного поведения.
9. Проблема школьной тревожности, ее диагностика и профилактика. Дидактогенные неврозы, их профилактика и коррекция.
10. Посттравматические расстройства у детей и подростков: девиантное поведение ребенка, находящегося в состоянии стрессового или посттравматического состояния.
11. Проблема типологии девиантного поведения. Девиантное поведение: определение, причины, виды.
12. Акцентуации: понятие, типы, проблемные ситуации. Акцентуации характера и психопатии как причины девиантного поведения.
13. Гиперактивность и сниженная активность ребенка. Профилактика и коррекция девиантного поведения.
14. Деликвентное поведение детей и подростков. Психологические причины побегов, бродяжничества, драк, воровства.
15. Деиндивидуация и нарушения психического развития человека. Ресоциализация подростков-делинквентов.
16. Лояльность и отчуждение в отношениях с ребенком. Одиночество в детском и подростковом возрасте.
17. Агрессия в детском и подростковом возрасте: особенности проявления, причины. Агрессия и застенчивость.
18. Подходы к интерпретации и диагностике агрессивного поведения. Профилактика и коррекция агрессивности.
19. Агрессивное поведение ребенка: основные характеристики. ситуации, типы. Противоправная агрессия. Проблема детской и подростковой преступности.
20. Общество и его способы трансляции паттернов агрессивного поведения. телевидение и агрессия.
21. Курение как форма аддиктивного поведения. Группы "рискаÈ в детском, подростковом и юношеском возрасте. Ранний алкоголизм. Признаки алкоголизации.
22. Наркомания и токсикомания: группы риска, признаки употребления подростками психоактивных веществ.
23. Школа и ребенок с аддиктивным поведением. Пути коррекции аддиктивного поведения.
24. Отклонения в сексуальном развитии ребенка. Отклонения в сексуальном развитии ребенка: комплексный характер, основные причины, симптоматика проявления в повседневном общении. Подходы к исследованию сексуального развития Раннее развитие сексуальности. Задержки в сексуальном развитии ребенка. Понятие о психологическом поле. Гендерная и психофизиологическая принадлежность человека.
25. Проблема нормы в сексуальном поведении человека и этические принципы работы с сексуальными девиациями. Психологические аспекты профилактики и лечения венерических заболеваний.
26. Сексуальное и иные виды насилия и развитие ребенка. Садо-мазохизм: основные проявления, типы, возможности инверсии.
27. Детский и подростковый онанизм: виды, причины, проявления, способы профилактики и коррекции. Нарциссизм.
28. Гомосексуализм, транссексуализм и проблемы изменения физического пола.
29. Осложненные формы отклонений в сексуальном развитии ребенка: отклонения в сексуальном поведении ребенка и подростка как симптомы разных видов психопатий.
30. Раннее материнство и раннее отцовство: психофизиологические проблемы и поддержка.
31. Девиантное поведение и диагностика психических заболеваний. Особенности поведения ребенка при разных заболеваниях.
32. Поведение одаренных детей и проблемы их обучения. Обучение одаренных детей: специфика, проблемы, программы.
33. Школьная неуспеваемость и социальная дезадаптация: основные понятия, причины.
34. Неуспеваемость у подростков. 90-е годы: новые типы школьной неуспеваемости.
35. Современные подходы к коррекции школьной неуспеваемости. Педагог в работе с неуспевающим ребенком.
36. Психологические и поведенческие особенности людей, имеющих инвалидность. Проблемы адаптации инвалидов: компенсация, гиперкомпенсация и реабилитация.
37. Социальная дифференциация и проблемы воспитания и помощи детям из семей с разным социально-экономическим статусом. Проблемы совместного обучения и воспитания детей, принадлежащих различным этнокультурным группам.
38. Проблемы обучения, воспитания и психологической помощи детям, живущим в многодетных семьях. Проблемы обучения, воспитания детей из семей с одним или двумя детьми.
39. Проблемы обучения, воспитания и психологической помощи детям, лишенным родительского попечительства. Проблемы обучения, воспитания и психологической помощи детям в колониях несовершеннолетних.
40. Социальный работник, педагог и психолог: варианты взаимодействия. Семья и ребенок с отклонениями в психическом развитии.