Л24, 221. Просьба подготовить задание. Тема занятия - семейные сценарии.
Семейная летопись
Древо жизни
My heritage family builder
Студенческий научный кружок «Психодраматический театр зрительских историй» (2009-2010 уч.г.)
факультет психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий
В настоящий период (осень -зима 2010) функционирует
О проведении психодрамы в ноябре 2010
О начале работы Психодраматического кружка, ноябрь 2010
О проведении следующего занятия по психодраме. Ноябрь 2010
Руководитель: доцент Смыслов Д.А.
Цель: ознакомить и обучить студентов
навыкам и технологиям тренинговой психодраматической работы с группой и
индивидуальной работе.
Отчёт о
проведённых занятиях
В
процессе проведения занятий студенты были на практике ознакомлены с основными
компонентами психодрамы – ролевой игрой, спонтанностью, «теле», катарсисом и
инсайтом.
Участники
кружка в импровизированной форме работали со значимыми для них ролями, которые
они играют в реальной жизни.
Обучение
спонтанности в поведении – достаточно важный инструментальный и личностный
навык, дающий возможность творческих действий.
Название
кружка «Театр зрительских историй» говорит о базовом направлении его работы –
работа с отреагированием и проработкой личностных переживаний, воспоминаний,
ролей. Эмоциональное освобождение, возникающее у протагониста в процессе
проигрывания психодраматического действия позволяет подойти к достижению
конечно результата – инсайта, для понимания имеющейся проблемы.
Участники кружка были обучены девяти техникам
психодрамы – представление самого себя, исполнение роли, диалог, монолог,
дублирование и множественное дублирование, обмен ролями, реплики в сторону,
пустой стул, зеркало. Так, представление самого себя – это короткие ролевые
действия, в которых протагонист должен изобразить самого себя или кого-то для
него очень важного. Исполнение роли и обмен ролями – техника, позволяющая
участникам принять чужую роль и модель поведения, а, следовательно, понять
другого человека, а затем обменяться ролями. Этот навык очень полезен при
разрешении конфликтных ситуаций. Диалог изображает ролевые взаимоотношения
между людьми. Техника интересна при рассмотрении конфликтных ситуаций. Монолог
характеризуется изображением протагонистом диалога между его субличностями, он
вслух советуется, спорит сам с собой. При этом оказываются часто очевидны
базовые конфликты и проблемы в поведении и особенностях реагирования у
него.Интересно применение «психологического двойника» (дублирование) – оно
подталкивает протагониста к открытому выражению своих проблем и к прямому
соприкосновению с ними.
Кроме того, с участникам кружка проводилась «работа со временем» - это техники фотографии из прошлого, на которой размещаются все важные для протагониста персонажи, скульптура самого себя – здесь протагонист сам с помощью участников строит её и что-то в ней меняет. Наконец, это рисование картины будущего – где с помощью участников и пустых стульев протагонист обозначает важные для него части его будущей жизни, обозначает дистанцию между ними. Все эти временные техники позволяют помочь найти решение внутренним личностным конфликтам, увидеть значимые для протагониста темы и персоны.
Кружок проходил по адресу ул.
Лосиноостровская 24 в период с 4 апреля по 27 мая в удобные для студентов и ведущего дни,
посещение кружка было свободным. Следует обратить внимание на
заинтересованность и увлечённость участников кружка психодрамой. Сами участники
дали психодраме определение «тренинг вовнутрь», то есть, работа с внутренними
проблемами, воспоминаниями, ролями поведения. На основании проведённых занятий
можно сделать вывод о необходимости проведения таких занятий в будущем.
В
условиях необходимости практикоориентированного обучения будущего психолога
такие занятия приобретают особую значимость. Навык психодраматической работы
даёт возможность будущему практическому психологу на практике, и тем более, на
личном примере, обучаться видеть и решать проблемы и конфликты. Ведущий занятий
сам проходит на протяжении нескольких лет школу психодрамы в «Театре
зрительских историй» в 90-е г.г. под руководством к.псх.н., доц. А.Ф.Шадуры и
хотел бы в перспективе видеть создание такого психологического театра не только
в виде кружка на базе факультета психологии, социальной медицины и
реабилитационных технологий.
Доц. Д.А.Смыслов.