Пятница
15.12.2017
11:19
Форма входа
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Сайт доцента Дм.А.Смыслова

Основы конфликтологии: понятие о конфликтах, их структура, функции, стадии протекания и виды

Термин «Социология конфликта» впервые ввел немецкий философ и социолог Г. Зиммель (1858—1918), который назвал именно так одну из своих работ, изданную в начале нашего столетия. В современной социальной психологии и социологии понятие «конфликтология» употребляется как собирательный термин для обозначения особой области исследований. Пока что эта теория носит характер «среднего ранга». В то же время она выступает с претензиями на статус общепсихологической теории.

С момента становления западной социальной психологии и социологии она оказалась в центре их внимания. Однако степень интереса к исследованию конфликта значительно варьировала—от признания важности и позитивной ценности конфликта в конце XIX— начале XX века (Зиммель) до минимального внимания нему со стороны социальных аналитиков и попыткой создания в настоящее время специальной дисциплины о конфликтах—конфликтологии (Р. Дарендорф, Крисмански).

Первое обращение к проблеме конфликта связано с социал-дарвинизмом. Представители школы социал-дарвинизма подвергли критике концепцию органической школы, отождествляющей общество с организмом, и создали в противовес ей собственную теорию конфликта. Вместе с тем следует отметить ненаучность теории социал-дарвинистов, что нашло выражение в подмене изучения механизма конфликта иллюстрацией дарвинских принципов «борьбы за существование» и «естественного отбора».

С середины 20-х годов XX столетия интерес к теоретическому анализу проблем конфликта значительно снизился.

Начиная с 40-х годов интерес к проблеме конфликта возрос. При этом попытка возрождения теории конфликтов связана с именем Т. Парсонса.

За рубежом проблема конфликта изучается в рамках различных научных школ: социал-дарвинизма, психоанализа, гештальтпсихологии, интеракции, когнитивизма, математического моделирования путем использования теории игр, графов и др.

О размахе направленности при изучении проблемы конфликтов в западных странах говорят следующие обстоятельства:

1) по данной тематике издается специальный журнал «Проблемы разрушения конфликтных ситуаций» (США);

2) в США имеются специальные научные учреждения, которые занимаются изучением только проблемы конфликтов;

3) при Мичиганском университете (США) учрежден центр по исследованию конфликтов, который координирует все разработки, проводимые в этом направлении;

4) в Англии функционирует Лондонский институт по изучению и международных конфликтов.

Однако теория конфликта в США, европейских странах не представляет какой-либо единой концепции, а выступает в виде разрозненных взглядов. Среди них наибольшую известность получили концепции «позитивно-функционального конфликта» Л. Козера, «конфликтная модель общества» Р. Дарендорфа, «общая теория конфликта» К. Боулдинга.

На сегодняшний день имеется острая необходимость связать в систему те исследования, которые ведутся в рамках различных наук: биологии, искусствоведения, математики, педагогики, политологин, правоведения, разных отраслей психологии, социологии, философии и некоторых других наук, например, психиатрии, военных наук. Создание такой комплексной науки о конфликтах не только желательно, возможно, но и необходимо. Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и разрешения конфликтов. Ее интересуют в основном два типа конфликтов: внутриличностные и социальные конфликты. В свою очередь к главным видам конфликтов относятся: межличностные, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и коалициями. Однако в реальной жизни очень редки конфликты в «чистом» виде.

Основное содержание теории конфликтов составляют следующие категории: понятие и структура конфликта, его динамика, стадии развития, функции и типология.

В житейском смысле конфликт означает ссору, спор, драку и т. п. Подобное толкование, например, можно найти в словаре русского языка, изданным под редакцией профессора Ожегова. Такая трактовка конфликта достаточна широка и аморфна. Профессиональный подход требует «заузить» широкое понимание конфликта. С аналогичной проблемой западная социальная психология столкнулась еще в 60 е годы. В связи с этим исследователи указывают, что понятие «конфликт» в том виде, в котором оно обычно употребляется — «резиновое» понятие, которое можно «растягивать» в зависимости от желаний. Дело в том, что конфликт в самом широком смысле включает все, начиная от войны и кончая выбором между молочным и сливочным мороженым.

Конфликт — многоуровневое, многомерное и многофункциональное социально-психологическое явление.

Конфликт на макро-, среднем и микроуровне представляет собой социальный конфликт во всем его многообразии, на личностном—внутриличностный конфликт (как столкновение тенденций, сторон личности).

Не существует единого определения социального конфликта. Есть различные его толкования с позиции различных научных теорий. Впрочем, создание универсального определения конфликта вряд ли возможно. Во всяком случае это дело будущего. Пока что можно констатировать следующее.

В 1972 году В. И. Брудный и В. А. Семенов определили конфликт как «столкновение противоположных интересов, мнений и стремлений».

А. А. Ершов расширил и углубил это определение, подчеркнув, что личностный конфликт «означает столкновение личностей ввиду несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате сбщения этих личностей.

В. М. Афонькова определила конфликт как «ситуацию столкновения и борьбы несовпадающих точек зрения, интересов, установок субъектов».

А. Г. Ковалев трактовал конфликт через противоречие.

Н. В. Гришина предложила рассматривать конфликты как реакцию людей на препятствия по достижению разного рода целей совместной деятельности, на поведение других, не соответствующее ожиданиям, а также реакцию на почве несовместимости характерологических шаблонов поведения, несходства культурных основ и потребностей.

В 80-е—90-е годы опубликовано множество работ, где психологами предлагаются различные трактовки конфликта. Несмотря на разные подходы к определению конфликтов, можно выделить сущностные их свойства:

— наличие противоречия, во всяком случае различий между—интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов;

— противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту, травмировать «Я»;

— негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.

Американский социолог Л. Козер считал, что каждое общество содержит в себе некоторые элементы напряжения и потенциальных социальных конфликтов и рассматривает их как важнейший элемент социального взаимодействия, который способствует разрушению или укреплению социальных связей. Л. Козер определяет конфликт как явление, отражающее устремление и чувства социальных групп и индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т. п.

Более всего повезло в плане внимания межличностному конфликту. Наибольшее количество определений имеется относительно него. В связи с этим принято считать, что конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, ролей, мнений, ценностей или взглядов участников взаимодействия.

Что же касается внутриличностного конфликта, то здесь пальма первенства в области его изучения принадлежит психоанализу, гештальттерапии, гуманистической психологии.

Естественно, что каждый тип конфликта требует к себе специального подхода и определения. Семейные конфликты отличаются от конфликтов в научных, воинских подразделениях, тем более от криминогенных, политических и организационных.

Конфликты возникают не в силу действия объективных обстоятельств, а их образа восприятия, осознания, оценки, отношения к ним. Большую роль при этом играют рефлексия, когнитивные процессы. Люди пытаются анализировать создавшуюся ситуацию, но довольно часто ошибочно объясняют причины конфликтов. Это явление получило название каузальной атрибуции. Они исходят в данном случае из собственного опыта; приписывают собственные недостатки другим, проецируют свои психологические состояния на других, стереотипно, шаблонно судят. Одновременно с этим в условиях конфликта включаются защитные механизмы, направленные на выход из фрустрации: агрессия, обесценивание (рационализация), замещение, вымещение и пр. Наложение этих процессов друг на друга превращает конфликтное поведение в эмоционально и интеллектуально насыщенное.

Структуру конфликта образуют такие его характеристики, как:

— стороны или участники конфликта (внутриличностные конфликты, отдельные индивиды, социальные группы; государства, коалиции государств);

— количество участников и масштаб распространения: глобальный, региональный, локальный, межличностный;

— предмет конфликта — то, из-за чего возник конфликт;

— образы конфликтной ситуации как внутренние картины ситуации: представления участников о самих себе (своих мотивах, ценностях, возможностях), о противостоящих сторонах; представление каждого участника о том, как другой воспринимает его, о среде, в которой складываются конкретные отношения. Исходя из этого выделяют четыре случая:

а) конфликтная ситуация объективно существует, но она не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет;

б) объективно конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватного восприятия конфликта);

в) объективно конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта) ;

г) конфликтная ситуация объективно существует и участниками более или менее адекватно воспринимается (случай объективного конфликта).

Кроме того, при анализе конфликтов следует выделять:

— сферы возникновения и проявления (политика, экономика, общество),

— пространственно-временные характеристики (место и время возникновения конфликтов);

— условия и повод возникновения столкновения;

— частота — количество столкновений участников конфликта за определенный отрезок времени: а) эпизодические; б) хронические; в) циклические конфликты;

— продолжительность — количество времени от начала до разрешения конфликта (кратковременные и долговременные);

— средства и действия, которые используют участники для достижений своих целей (шантаж, дезинформация, слухи и т. д.);

— форма проявления, выражающаяся на вербальном и невербальном уровне; открыто и скрыто;

— результат (исход) конфликта.

Конфликты выполняют разнообразные функции. Основными из них являются разрушительная, созидательная и диагностическая.

Разрушительная (или деструктивная) функция проявляется в негативных последствиях конфликта: неприязни, эмоциональной напряженности, психических травмах, нарушениях закона, морали, дисциплины, военных столкновениях, патогенных последствиях.

Созидательная (или конструктивная) функция конфликта заключается в преодолении трудностей, кризисов. Положительный конфликт способствует утверждению социально позитивных норм общения, обстановки взаимной требовательности, приводит к отказу от противоправных действий, повышению уровня организованности, улучшению психологического климата.

Диагностическая функция конфликта связана с пониманием причин возникшего противоборства, мотивов его участников.

Конфликт как социально-психологическое явление представляет собой процесс, протекающий во времени. Естественно, что он имеет определенные стадии, в прохождении которых конфликт возможен, развивается и разрешается.

Динамика конфликта включает в себя следующие стадии:

1) предконфликтную ситуацию, характеризующуюся «натянутостью» отношений, подчеркнутой официальностью, расколом общности на группы и пр., такую ситуацию называют потенциальным конфликтом или предконфликтной ситуацией; при осознании ее происходит переход к следующей стадии конфликта;

2) конфликтное взаимодействие, которое может протекать следующим образом: а) 1-ый вариант—выход из конфликта; 2-ой вариант—вхождение в конфликт;

3-ий вариант—борьба до победного конца (выделяют и другие варианты конфликтного взаимодействия);

3) разрешение конфликта—обстановка после конфликта (с этой точки зрения выделяют полностью, частично разрешенный конфликт, а также совсем не разрешенный).

Конфликт — конфликту рознь. Существуют различные классификации конфликтов. Выделяют с учетом одних оснований: реальные, ложные, иррациональные конфликты; с позиции других оснований: внутриличностные и социальные.

Между тем реальная типология конфликтов гораздо более сложная. Так, внутриличностные конфликты могут 'быть патогенными, позитивными, приводящими к нравственной переоценке, переориентации.

В свою очередь социальные конфликты подразделяются на:

— социально-политические, в основе которых лежит борьба за овладение, сохранение и удержание власти;

— социально-экономические и т. п.

При этом они бывают в зависимости от сферы возникновения: семейными, групповыми, в научной, воинской среде, межэтническими и пр.

В то же самое время по своим последствиям конфликты являются позитивными и деструктивными; последние также включают в себя и криминогенные.

В отечественной социальной психологии, к сожалению, неоправданно мало внимания уделено организационным конфликтам, связанным с инновационными процессами.

Основными элементами организационного конфликта являются: организационная проблемная ситуация и столкновение у целей ее участников (например, «первый» участник может воспринимать данную ситуацию как препятствие для достижения задач должностной позиции, а «второй» участник воспринимает ее как ситуацию, благоприятствующую решению задач своей должностной позиции). Следствием этого будет их конфликтное взаимодействие.