Пятница
15.12.2017
11:05
Форма входа
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Сайт доцента Дм.А.Смыслова

Интерпретация проективной юнговской методики

Этой методике меня научили в 1987 году, но за эти годы, разумеется, отдельные символы потребовали индивидуальной интерпретации, но главное - сама идея К.Г.Юнга осталась.
 
Нацеленность методики - диагностика:
1. отношений к людям, с людьми
2. самоотношения
3. наличия фобий, страхов
4. перспектив жизни и базовых личностных установок
 
Согласно Юнгу, задача психолога - дать основные значения архетипических символов, и дело только самого клиента - проинтерпретировать их, заодно неоднократно спросив себя самого относительно сути символов.
 
Итак, мы получили рассказ.
Как уже я писал ранее, рассказ не должен быть зарифмован или представлять из себя акынскую песню.
 

Первое, на что обращаем внимание - от чьего лица в рассказе идёт повествование.

От первого лица - принятие ответсвенности на себя.
От второго лица - задаём себе вопрос - "Кто виноват?" - получается перенос ответственности от себя на другого.
В расказе фигурирует множество лиц - например, стадо коров или рота  партизан. Кто виноват? Группа. У Розенцвейга такая реакция называется экстрапунитивной - перенос ответственности за случившееся на других.
Более всего проблеммна ситуация, когда в рассказе поветсвование идёт исключительно описательно - героя нет, но, словно видеокамера перемещается по воздуху. Если описане обезличено - возможно (по первому признаку выводов не делаем) у автора рассказа имеет место депрессия или неприятие себя.
 
 
Дорога и вдруг забор..
Дорога - показатель жизненных перспектив.
Важно, чтобы она была ясной, открытой, уходящей вдаль. В этом случае мы можем говорит о том, что человек многое планирует и видит то, чего хочет достичь.
 
Усложним ситуацию. "Длинная и извилистая дорога, уходящая за поворотом" - человек живёт одним днём и не может прогнозировать развитие ситуации.
 
Дорога широкая, но грязная (варианты - болотистая, неприятная) - ощущение заброшенности в личной жизни и нежелание идти верёд.
 
Ещё вариант - дорога широкая, из гравия, в которой увязают ноги.. Вроде всё нормаьлно, но стоп.. Каков должен быть вес проблем, если ноги увязают в гравии?
 
Дорога - тропинка в высокой траве. Такой вариант я называю эзотерическим (для избранных) - человек не хочет открывать другим свои цели и перспективы.
 
 
Следующий стимул - "и вдруг забор.."
По моим наблюдениям, забор у большинства испытуемых почему-то зелёный.. Так почему-то русские называю и тоску..
Но.. цвет забора никак не интерпретируется.
Теперь символическое значение забора.
Забор - это отношение к родительскому запрету или к закону (в зависимости от возраста испытуемого).
И забор имеет две особенности:
1. его расположение.
2. его форма.
Расположение - два варианта.
Первый - забор идёт параллельно дороге.. Собственно, получается, что запрет не касается человека, но он может знать о его существовании.
Второй - забор внезапно оказывается посреди дороги. А это уже означает непосредственное столкновение с ситуацией запрета. Впрочем, как написала одна моя студентка, "вдруг высокий бетонный забор.. Но я иду прямо, потому что так ближе..". Стоит ещё упомянуть о довольно весомых габаритах студентки и вспомнить мультфльм "Жил был Пёс", в котором объевшийся на свадьбе Волк проделывал что-то подобное с забором.
 
Форма забора.
Высыокий, бетонный - Весомость запрета, его невозможно пеодолеть. Добавим ещё колючую проволоку сверху - и вообще усугубим картину.. То есть, вооще невозможнопреодолеть запрет..
Но находятся добрые испытуемые с юридическим обраованем, и выход найден.. 
Итак, у них: "Высокй бетонный забор, сверху колючая проволока. И.. КПП.". Вот и всё.. КПП, калитка - это всё означает наличие официального разрешения на нарушение запрета..
 
 
В начале 90-х гг, работая летом в пионерлагере, столкнулся с подобным случаем.
Среди троих вожатых первого отряда (детишка 15-17 лет) был и я. И один из моих коллег по несчастью периодически позволял входить в комнату девушек без стука со словами "я вожатый, мне можно"..
М-да.. Благословенное комариное время, когда я открыл интересный способ, чтобы заставить моих подопечных мужеского пола по ночам не бегать к девчонкам соседнего отряда.. уговоры и запреты не очен помогали, у пионеров играли гормоны. И.. У своего коллеги из соседнего отряда я попросил книгу Стокера "Дракула" и стал читать своим "пионерам" перед сном.. Чтение стало пользоваться успехом и, что интересно, молодые люди без всякого запрета перестали бегать к девчонкам. Даже наоборот, можно было искать среди них желающих. А таковых почему-то не находилось.. Вот она, сила историй про вампиров и.. подтверждение действенности бихевиоризма. Впрочем, о чём это я..
 
Ах, да.. Забор..
Узорчатый, миниатюрный забор - таков и запрет, он так, для красоты, а нарушить его можно очень просто..
Ещё вариант - забор покосившийся, как карточный домик - запрет был, но он устарел принципиально и не имеет не малейшего значения.
Впрочем, при нарушении (преодолении забора) возможны и травмы вроде порванной одежды.. Но это уже - следствие нарушения запрета.
Ещё вариант - забор высокий и деревянный. Но. Подходим и отодвигаем доску.. В общем, если нельзя, но очень хочется..

И вдруг Медведь..

Медведь — это возмездие за нарушение запрета. Когда речь идё о фобиях или страхах — это медведь

Медведь - «Тень» - то, что мы не прнимаем в себе, и что преследует нас в наших страхах, опасениях, тревогах.

Чаще всего в рассказах медведь — пытается заломать или убить. От него пытаются скрыться,спастись. Иногда — бороться.

Второй вариант — медведь — плюшевая игрушка или шкура на полу. В этом случае vss вправе говорить, что человек сам справился и интегрировал в свою личность свои страхи и тем самым стал гармоничным. Ведь «Тень» — это то, что мы в себе не принимаем или даже при всей очевидности не желаем знать.

Третий вариант — медвежонок. Мохнатый, весёлый, с ним хочется поиграть или погладить.. Замечательно. Но рядом где-то мамаша, которая совсем не радатаким посторонним контактам своего мохнатого отпрыска. Вывод — недооценка ситуации и попытка инантильно взглянуть на реалность.

 

Конь.. Анимус. Мужское начало. У мужчин оно есть, у женщин долно также проявляться в виде умения постоять за себя (не в очереди).

В случае, если этот рассказ пишет девушка - конь выполняет две роли:

  1. спаситель. Конь спасает от медведя, на него можно вскочит и скакать.. Иногда рассказ пишут по-Фройду — вскчит и с наслаждением скакать.. Но не будем уходит в эти дебри..

  2. конь пасётся вдалеке.. Вот она — ещё одна ипостась мужского начала — пастись и делать вид. Что тебя этот никак не касается..

А одна моя студентка, та самая, которая писала о бетонном заборе, прошла и уронил деревянного коня-качалку.. Вот ещё одна странная ипостась. Мы смеялись.. Фройду бы идея очень понравилась.. Параноики встревожились..

 

Если рассказ пишет мужчина, важно, чтобы не было упоминания о роскошной гриве, красивых копытах и пр. Иначе рассказ указвает на смещение гендерных ролей.

В норме, если мужчина описывает параметры коня, породу, возможности..

 

Кошка. Анима. Женское начало. Интуиция.

Если мужчины чаще всего пишут о кошках следущее: привязать сосуд к хвосту кошки и свистнуть.. Или.. Кошка вечно путается под ногами коня. Что, в принципе, понятно.

Но мужчина обязательно должен слушат свою интуицию, а не отторгать её.

То женщины чаще кошек описывают с таких ипостасях:

  1. кошка сидит на ветке и наблюдает.

  2. Погладить ластящуюся кошку

  3. кошка показывает верный путь.

Сосуд.

Несколько нюансов.

Сосуд — это понимание другого человека вообще.

Отсюда:

  1. сосуд может быт прозрачным (при том не важно, утоончённая хрустальная ваза это или бутылка из-под кефира) — главное — видно содержание сосуда. Следователно, есть интерес понимать других людей и способности.

  2. Сосуд непрозрачный (глиннй, золотой, серебряный, хуже — нарисованный) - «чужая душа — потёмки» - здесь наличествует либо нежелание понимать другого человека, либо отсутствие интереса к другим людям.

  3. Важно, сосуд целый или разбитый. Целый — желательно. Разбитый — (теперь важно понять из рассказа, если разбитый — то кем именно — варианта три — либо сам герой разбивает — осознание нанесения психологической травмы другому человеку, обиды и пр., либо — сосуд был разбит кем-то из героев рассказа, например, медведем, конём, кошкой — осознание нанесения обиды собственной ипостасью, которая не всегда принимается и осознаётся. Третий вариант — сосуд уже был разбит — осознание нанесения обиды дрыгому человеку кем-то).

Озеро. Это - «Самость», целостность человеческой личности, к чему он должен стремится.

Озеро должно быть чистым, в нём не должно никого плавать. Лебеди, гуси, утки. А теперь подумайте, красиво.. но чистаяя ли в таком водоёме вода? Важно, чтобы воду пытались пить.

Очень хороший вариант — зачерпнуть сосудом воду — то есть, человек познаёт себя посредством напполнения собственной личность другого человека.

Хуже, если водоём высох или в нём купаются стадо коров или рота партизан. Это может говорит о том, что в жизни человека кто-то весма существенно "наследил".




 

Объединяем интерпретацию всех симулов и ещё раз перечитывает свой рассказ.

Вопросы, которые возникают теперь, очень резонно задать себе же, что именно вы имели в виду, когда описывали эти стимулы.

 

-->