Пятница
26.04.2024
08:38
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Сайт доцента Дм.А.Смыслова

Д.А.Смыслов Сейды близ Иоканьги (Иоканьгский сейдушка)

Д.А.Смыслов  Сейды близ Иоканьги (Иоканьгский сейдушка)

Большую часть своего детства я прожил на своей малой Родине, в военном посёлке на Кольском полуострове, недалеко от Иоканьги. Совсем рядом мыс Святой нос разделяет собой два моря – Баренцево и Белое. По легенде, где-то здесь монахи Соловецкого монастыря спрятали богатство монастыря, чтобы не отдавать его советской власти. Благословенная земля моего детства. Здесь, совсем недалеко от Ледовитого океана, тундра отличается стелящимися по камням карликовыми деревьями, высокими, гордыми сопками. Эта местность также известна тем, что в период Гражданской войны именно здесь в 1919-20 годах англо-американскими инервентами под эгидой А.В.Колчака была открыта ссыльно-каторжная тюрьма для русских военнопленных. Сам факт собственно его создания (1919) и более крупного Мудьюжского (Мудьюгского) концлагеря (1918) вблизи Архангельска по сию пору является одним из серьёзных доводов против деятельности Верховного правителя России А.В.Колчака. 


Иоканьгская ссыльно-каторжная тюрьма

Правительство Колчака посчитало, что отдаленный на сотни километров от ближайших населенных пунктов полуостров наилучшим образом обеспечит изоляцию противников белой власти. Место выбрано исходя их удобства для захода кораблей. Кроме того, бежать отсюда некуда. Дорог, связывающих с Большой землёй, нет, их нет и до сих пор. Странным образом в 70-80-е гг. XX века военные строители из южных республик Союза делали необоснованные попытки побега с места службы. В этих фактах есть некоторая нелогичность: зачем было необходимо отправлять выходцев их Средней Азии проходить срочную службу на Крайний Север? Непонимание выходцами из Азии происходящего и незнание местной природы приводило к печальным последствиям, вплоть до гибели беглецов. Разыскивали их при помощи вертолёта, но сама мысль побега оттуда выглядит весьма сомнительной. 
В советское время, недалеко от этого места выросла крупная военная база подводных лодок, которую американцы называли не иначе, как «осиным гнездом». Возможно, попытка нейтрализовать столь беспокойное для американцев место и подтолкнуло к тому, что при Б.Н.Ельцине здесь был открыт атомный могильник. Так что на ближайшие десятилетия как минимум, эта земля ограждена от бурной деятельности человека.. 

В нескольких километрах от когда-то современного, но уже умирающего, бывшего города, среди тундры и царства камней, на вершинах сопок, на почти равном удалении друг от друга расположены сейды. Как их называли саами, те, кто остался в СССР и  не ушёл до Второй мировой войны в соседнюю и родственную для них Финляндию (саами и суоми) и в провинцию Финмарк в Норвегии), - «шаманские камни». 
Саами называли их именно «шаманские камни», при этом, относились к ним с большим уважением, для них эти камни являлись святыми, причём говорили, что ходить туда не следует, вблизи них нельзя шуметь, присутствие женщины около них нежелательно. 
Иоканьгские сейды – это большие валуны, стоящие, как правило, на трёх-четырёх камнях – подставках. Камни стоят именно на вершинах сопок, приблизительно на равном расстоянии друг от друга. 
Примечательно то, что рядом с этими камнями обязательно присутствует ручей (святое место – святая вода). Мало того, по своим детским воспоминаниям знаю, что именно вблизи камней осенью росло довольно много грибов – подберёзовиков и белых (а согласно поверью саами, эти камни приносят удачу). 
Разговаривая с оставшимися в посёлке представителями древнего, но малочисленного народа саами, узнал в своё время такую легенду: в основании этих камней живёт дух представителя древнего народа, того, кто здесь жил раньше. Понять это можно и как духа предков, и как духа другого народа. То же самое можно сказать и об ушедших "в скалы", "под землю" ненецких сиртя. Похоже, почти все нынешние народы северных регионов знали о том, что до них эти земли были заселены другими племенами - туниты, сиртя, прото-саами.
Дух не любит шума или суеты и может покарать, если его разозлят. Кроме того, дух способен материализоваться в образе человека - он предстаёт длиннобородым старцем с посохом (ещё одно упоминание архетипического образа по психологу К.Г.Юнгу).
Примечательно, что похожую информацию я получил и разыскивая записи о Иоканьге. Так, вот что писал советский этнограф В. Чарнолусский в отчетах о проведённой лопарской экспедиции 1926 г., описывая следующий рассказ о сейде в районе реки Иоканьги: "однажды весной, когда уже начали ловить семгу, когда молодая трава уже покрывала землю, молодые парни затеяли играть в лапту, а девушки веселились по-своему - пели песни и шумели. Вдруг из-за горы предстал старик с длинной бородой. Одет он был в самую простую одежду. Он поднялся так, чтобы его все видели. Он возвысил свой посох и погрозил им разгулявшейся молодежи. Посох его сиял. Другие говорили, что и одежды его сияли золотом. Народ испугался и разбежался кто куда. Вот это и был сейд. Тот, кто живет в камне. Иоканьгский сейдушка ушел из своего жилища. Это был добрый старик. Стало слишком шумно в округе."

Иоканьгские сейды

В сейдах есть особая красота – иначе как объяснить, что они держатся на краю сопок только весом верхнего камня - подними его и подставки рухнут вниз, конструкция разрушится. Подобные особенности совершенно необъяснимы для места, где тысячелетия назад произошло сильное землетрясение, разрушившие скалы. По современной логике в таком месте святыни должны быть наоборот "сейсмоустойчивыми" при установке, но логика древних была обратной, камни ставились крайне неустойчиво - то вершиной вниз, то под углом, то на самом краю обрыва.
20-30-е годы XX века были очень трагичны для народностей Крайнего Севера. Верования северян – шаманизм. Но именно шаманы считались при советской власти в те годы приверженцами антисоветских настроений. С шаманизмом боролись, шаманы довольно часто подвергались расстрелу, да и, согласно И.Янде, семье, в чуме которой обнаруживался бубен, грозил расстрел. Если в Российской Империи народности Крайнего Севера стремились крестить и дать русские имена (странная традиция сохранена в нынешней Якутии, где у жителей русские имена и фамилии, а настоящие якутские не в чести), то в советский период появилось одно нововведение – бережно хранивших верования предков северян заставляли скидывать «языческие капища» - сейды. При этом, у нас бытовала легенда, что сброшенные с сопок сейды снова оказывались на прежнем месте, повергаяя ниспровергателей в недоумение. 
Также сейдам приписывается особенность время от времени поворачиваться и менять угол расположения. Согласно поверьям саами, сейд способен летать и в случае необходимости легко перелетает с места на место. И, наконец, тоже немаловажно – расколотый пополам сейд говорит о том, что обитающий внутри него дух ушёл из камня. 
Ещё одна страница в истории этих красивых и помнящих многое, мест, перевёрнута. Позади Гражданская война, Советский Союз, флагман советского подводного флота. Теперь здесь снова всё меньше людей. Мелькают события, люди, но навечно под низким северным небом древние памятники истории человечества – сейды.